Арсен Бегларян: «Луч» играет в том стиле, который мне всегда хотелось попробовать»

Наш голкипер Арсен Бегларян прямо со сбора в Турции отправляется в сборную Армении, которой предстоит провести отборочные матчи Евро-2020. Перед отъездом мы успели узнать много интересного у нашего новичка: и о его прежних визитах в Беларусь, и о сборной, и о том, что общего у «Луча» и «Барселоны».

– Ты ведь был в Беларуси не один раз до того как подписал контракт с нашей командой?

– Да. Впервые, если не ошибаюсь, в 2013 году с молодежной сборной Армении. Мы попали с вашей командой в одну отборочную группу и проводили матч на старом стадионе в Борисове – победили со счетом 1:0, так что впечатления остались отличные. Помню, что тогда же дал интервью белорусскому телевидению, познакомился с известной ведущей Кристиной Козел. Еще раз приезжал с «Алашкертом», когда играли в Лиге чемпионов с БАТЭ. Сыграли 1:1, добились хорошего результата для первого матча, так что в Беларуси у меня все неплохо складывается.

– Особенно в Борисове…

– Да, точно. Поэтому надеюсь, что и в первом туре чемпионата все будет хорошо.

– Википедия сообщает, что ты начинал заниматься футболом в школе «Кубани», а продолжил в академии «Краснодара».

– Не совсем так. Я начинал в краевой СДЮСШОР Краснодара. Когда-то она была под крылом «Кубани», но потом клуб открыл собственный интернат. В 17 лет я выпустился. Потом в 2011 году, когда «Краснодар» довольно неожиданно вышел в премьер-лигу, клуб собирал дублирующий состав, и я попал на просмотр, который сложился для меня успешно. Так что я не был у истоков академии, но могу назвать «Краснодар» родным клубом, так как с ним заключил первый профессиональный контракт.

– Доводилось работать с кем-то из известных специалистов?

– Дубль тогда тренировал Сергей Вахрушев, Царствие ему небесное. При нем я сделал первые профессиональные шаги. Потом у нас пару раз менялись тренеры, так как Вахрушев перешел на другую работу. Какой-то период нас возглавлял Олег Василенко, который перед этим был в минском «Динамо», а потом тренировал «Урал».

– Можно также найти информацию, что в 18 лет у тебя были предложения от нескольких российских клубов, но ты решил перебраться в Армению.

– Да, потому что федерация тогда приняла новый закон, что в чемпионате вратарем может быть гражданин страны либо армянин по происхождению, соответственно, все вратари-легионеры его покинули. Перспектива выглядела очень заманчивой, потому что я мог побороться за место в национальной сборной своего возраста и играть в команде сильнейшего дивизиона страны. Если бы я остался в России и при этом выступал за свою сборную, я стал бы легионером, и возник вопрос лимита, из-за которого некоторые ребята из клубов премьер-лиги сейчас отказываются выступать за сборную. А мне в 19 лет перспектива выступать в чемпионате Армении и быть на виду у тренеров сборной выглядела более привлекательной, чем играть в дубле или в первой или второй лиги России. Сейчас уверен, что это было правильным решением – по-моему, через 6-8 месяцев после дебюта в чемпионате страны меня уже пригласили в первую сборную.

– То есть тебе настолько хотелось попасть в сборную, что ты отказался от, возможно, более заманчивых предложений российских клубов.

– Конечно! Еще в 2011 году, когда я был в дубле «Краснодара», меня приглашали на просмотровой сбор в сборную Армении моего возраста, и я очень проникся атмосферой и антуражем национальной команды. Тем более я являюсь армянином по крови и патриотические чувства, безусловно, присутствуют. Поэтому когда возникла такая ситуация, я ей воспользовался.

 

– В итоге, ты выступал в чемпионате Армении несколько лет, сменил там несколько команд. Не планировал, что задержишься так долго?

– Я, конечно, не хотел этого, но в футболе никогда нельзя загадывать наперед. Изначально рассматривал чемпионат Армении, как трамплин. Тем более выступление в нем давало шанс сыграть за национальную команду, показать себя и перебраться куда-то еще. Поэтому как получилось, так получилось. Я рад, что мне удалось в итоге и в сборную попасть, и в зарубежную команду.

– Отраженный пенальти в исполнении Кристиана Эриксена в матче за сборную – один из самых запоминающихся моментов в карьере?

– Ну, конечно! Он, наверное, останется и на всю жизнь одним из. Но я все же стараюсь не заморачиваться и не вспоминать о нем слишком часто – надо чтобы таких моментов становилось больше.

– Часто удается отражать одиннадцатиметровые?

– Не сказал бы, что я пенальти-киллер. Но я и не считаю, что отраженный пенальти – это какой-то показатель. Просто в том матче статус бьющего был высок, ведь Эриксен – звезда мирового футбола, поэтому и акцентируется внимание на том эпизоде.

– Почему все-таки в прошлом году решил, наконец, покинуть чемпионат Армении и отправиться в Латвию, где чемпионат, пожалуй, не намного сильнее?

– Я не сказал бы, что «наконец, решил». Я давно хотеть играл за рубежом. Еще за год до перехода в «Лиепаю», у меня возникали варианты, но срывались. Однако я всегда жил этим – чтобы максимально усердно работать и получить свой шанс. В 2018 году он наконец-то выпал. Да, Латвия, но в чемпионате Армении на тот момент вообще играло шесть команд. По сути, это был чемпионат одного города – пять клубов представляли Ереван и еще один – Гюмри. Поэтому практически не чувствовалась разница между домашними и гостевыми играми. Да, в Латвии в премьер-лиге восемь команд, не намного, но все-таки больше, но ты чувствуешь: если играешь дома, значит дома, если на выезде, значит на выезде. А в Ереване мы просто меняли стадион. Сейчас ситуация в Армении немного изменилась, стало больше команд, расширилась география, и есть предпосылки, что будет еще лучше.

– Чемпионат Беларуси – это новая ступень?

– Безусловно. Даже если посмотреть на рейтинг, белорусский чемпионат намного выше армянского и латвийского. Здесь много хороших команд, с которыми будет интересно конкурировать. Поэтому для меня это большой шаг и пока самый большой вызов на клубном уровне.

– Ты уже провел в команде один полноценный сбор, как идет адаптация?

– Пока впечатления прекрасные. Вообще перед переходом я был весьма заинтригован, потому что, как и, наверное, любой футболист сначала наводил справки, искал информацию в Интернете. Еще заочно знал Диму Яшина, в одной команде мы не играли, но он мне, кстати, забил. В общем, когда узнал, в каком стиле играет «Луч», я был заинтригован, потому что это как раз тот стиль, который мне всегда хотелось попробовать. А когда столкнулся непосредственно с тренировочным процессом, стало еще интереснее. Сейчас я узнаю каждый день что-то новое. Хотя поначалу адаптироваться было действительно тяжело, но я верил и верю, что могу играть в такой футбол, привыкнуть к требованиям Ивана Сергеевича. Уверен, если футболисту импонирует какой-то стиль, он осваивает его намного быстрее.

– Что именно в стиле тебя привлекло?

– Что играем в основном низом, что есть отдельные тренировки, в которых вратари задействованы наравне с полевыми во многих упражнениях, где нужно играть ногами, например, во владениях, в квадратах. Я слышал, что в «Барселоне» голкиперы так тренируются. Это очень помогает нам вратарям развивать профессиональные качества.

 

– Новость о твоем переходе в «Луч» вызвала ажиотаж в нашем официальном паблике, и много твоих соотечественников к нему в тот день присоединилось.

– Приятно слышать. Конечно, я не понаслышке знаю, что у нашего народа очень братские отношения друг с другом, мы очень сплоченные и всегда поддерживаем друг друга, особенно, если оказываемся за рубежом. Это помогает не только в спорте, но и в культуре, в науке.

– Раз уж ты скоро отправишься в расположение сборной не могу не спросить, как вышло, что Армения в Лиге наций разгромила основного конкурента Македонию, но не вышла в финальный турнир, где могла бы играть с Беларусью, уступив Гибралтару?

– Конечно, это было очень досадно, но что могу сказать? Могу только ответить заезженной фразой – это футбол. Даже последние матчи Лиги чемпионов показывают – произойти может все, что угодно, и даже главный фаворит может проиграть с крупным счетом. Да, мы потом взяли у Гибралтара убедительный реванш, но это уже ничего не меняло, мы потеряли слишком многое, проиграв первый матч. Что ж, будет нам уроком, сделаем правильные выводы и будем двигаться вперед. Начинается новый цикл и сразу предстоит тяжелый матч на выезде с боснийцами, и нам придется приложить все усилия, чтобы, в том числе, реабилитироваться перед болельщиками за Лигу наций.

– Сейчас у сборной Армении лучшее поколение?

– Футбол развивается, появляются новые клубы, которые, будем надеяться дадут, свежую кровь и сборной. Но лучшее поколение, пожалуй, было лет шесть назад, когда сборная почти вышла в плей-офф отбора на Евро-2012. Хотя у каждой команды свой пик, и я надеюсь, что появится поколение, которое превзойдет это достижение, и мы добьемся своей цели.

– Сборная Армении, наверное, сейчас напоминает сборную Беларуси тех лет, когда на самом пике был Александр Глеб и все ждали, что с ним команда прорвется на топ-турнир. Наверное, в Армении такие же ожидания связаны с Генрихом Мхитаряном.

– Футбол слишком командный вид спорта. Даже больше, чем, например, баскетбол, где играют пять на пять, и один игрок может вытащить команду. В футболе это невозможно, без должной поддержки один футболист ничего не сделает. По крайней мере, в современном футболе. Хотя, может, некоторые болельщики живут прошлым и вспоминают времена великих игроков, таких как Пеле и Марадона, которые могли в одиночку вытащить команду. Однако и у них были звездные партнеры.

– Слышал, как вы с нашим тренером вратарей Дмитрием Тарасевичем после тренировки обсуждали некоторых известных специалистов, в частности, Гинтараса Стауче. Возможно, тебе доводилось с кем-то из них работать?

– Нет, но со Стауче работал Роман Березовский, который рассказывал мне о нем. Вратари постоянно что-то обсуждают и стараются друг у друга учиться, делятся секретами. С Дмитрием Олеговичем недавно обсуждали Виталия Кафанова, точнее его фильм, вышедший недавно. Фильм получился очень интересным, и мы делились мнением об увиденном и о том, какие наработки можно позаимствовать. С Артёмом Сороко тоже хорошо общаемся, мы одного с ним поколения, может, даже где-то пересекались на уровне сборных. Он открытый парень и хорошо меня принял, что в новом коллективе всегда важно.

 

– Березовский, казалось, будет играть вечно, он наконец-то завершил карьеру?

– Да, в 2016 году, когда ему был 41 год. Сейчас он тренер вратарей в дубле московского «Динамо» и нашей сборной. Поэтому вижу его на каждом сборе. Он отличный специалист^ помогает, много дельных советов дает. Он очень быстро смог переключиться на тренерскую работу, потому что, наверное, заранее готовился к этому. Поэтому тренирует в современной манере, много разнообразных упражнений предлагает.

– В Армении у него статус легенды?

– Безусловно. Он очень почитаемый игрок, наверное, даже самый почитаемый. 20 лет отыграл в сборной, провел за нее около ста матчей. Таким послужным списком может похвастать только он и не менее легендарный Саркис Овсепян.

— Мечтаешь о таком же футбольном долголетии?

– Конечно, хотелось бы, но на такое способен один из тысячи спортсменов – слишком много факторов должно сложиться. Однако очень здорово, что я застал в сборной последние годы карьеры Романа, потому что была возможность многому научиться. Я имел возможность наблюдать, как он готовится к тренировкам и играм, как он восстанавливается, видел, как он держит себя в форме. Он, кстати, до сих пор в отличной форме, ничего лишнего не набрал, до сих пор некоторые упражнения делает вместе с нами. Так что да, было бы здорово столько лет играть на таком уровне.

Оставьте комментарий